Сергей Кузнецов предлагает Вам запомнить сайт «Eadaily.com»
Вы хотите запомнить сайт «Eadaily.com»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Договор о разграничении полномочий: Казанский кремль пошел ва-банк

развернуть

Договор о разграничении полномочий: Казанский кремль пошел ва-банк

Приближение окончания срока действия договора о разграничении полномочий между органами власти Российской Федерации и органами власти Республики Татарстан заставляет Казанский кремль серьезно нервничать. Тем более, что в федеральных СМИ участились сообщения о том, что Москва не собирается идти на уступки Татарстану. Во всех публикациях указывается на «источник в Кремле», который подтверждает, что практика заключения договоров о разграничении полномочий — это атавизм «лихих 90-х», а потому с ним пора покончить.

В Татарстане на подобные новости из Москвы реагируют двояко. С одной стороны, националистическая фронда стремится доказать, что договор с Москвой — это чуть ли не самая острая необходимость для каждого жителя Татарстана, это как вопрос жизни и смерти, и только наличие этого документа является залогом мира и стабильности. С другой стороны, в подобные увещевания не верят уже не только обыватели, но и часть самой элиты Татарстана. По крайней мере, связанные с ней политические персонажи дают понять, что не сильно-то и переживают на этот счет. Например, сенатор от Татарстана Олег Морозов заявил, что у договора с Москвой «уже нет сакрального значения», а депутат Госдумы РФ от Татарстана Фатих Сибагатуллин высказался, что «договор ничего нам не дает», и «я плакать не буду, если его не будет».

Показательно, что договор, как атрибут эпохи суверенитета, уже не воспринимается всей элитой Татарстана как нечто ценное. Цепляются за него только те, кто имел и продолжает иметь от него выгоду. Бенефициаром договора оставался все эти годы первый президент Татарстана, а ныне государственный советник Минтимер Шаймиев. В свое время ему удалось получить признание Москвы на приватизацию всей нефтяной промышленности республики, созданной в советское время. Приватизация же была проведена в интересах членов семей правящей верхушки Татарстана, чьи дети сегодня оказались в списках миллиардеров журнала Forbes.

Поэтому борьба за пролонгацию договора ведется именно частью «элиты Татарстана», для которой он — атрибут собственного благополучия. Именно она выдает его за необходимое условие «стабильности и межнационального мира».

При этом националистическая фронда демонстрирует готовность идти ва-банк. В частности, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заявил, что «мы призываем продлить договор, чтобы не будоражить людей». Неужели опять пугают Москву толпами митингующих на площади Свободы в Казани, как это было на рубеже 1980-х — начале 1990-х годов, когда людей свозили на автобусах с районов и городов республики? Очевидно, что такие «страшилки» сейчас не пройдут. Если нечто подобное и произойдет, то отвечать за это придется пока еще президенту Рустаму Минниханову. А пугать кучкой татарских националистов из Союза татарской молодежи «Азатлык» или Татарского общественного центра уже не получится — выглядеть это будет просто жалко.

Тем не менее, страсти кипят. Сначала 26 депутатов Государственного совета Татарстана поддержали обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой продлить договор. Затем это обращение включили в повестку дня заседания Госсовета, и вот уже 83 депутата из присутствовавших проголосовали «за». В итоге обращение отправили. Правда, ответа на него пока нет.

Здесь примечательны несколько моментов: во-первых, почему из 100 депутатов Госсовета РТ за обращение проголосовали не все, если по заявлениям выступавших, «все народные избранники единогласно поддерживают необходимость продлить договор о разграничении полномочий». С чем это связано? Тут можно выдвинуть ряд предположений: либо все делали второпях, из-за чего успели получить одобрение только тех депутатов, кто был в Госсовете РТ в этот день (хотя при желании могли бы и всю сотню обязать прийти), либо остальные предпочли воздержаться, но сделали это не голосованием, а своей неявкой. Если второе верно, то это значит, что в среде «элиты Татарстана» нет прежней консолидации, которая была в период правления Минтимера Шаймиева.

Во-вторых, это обращение поручили озвучивать этнически русскому депутату Николаю Рыбушкину. Режиссеры этого политического спектакля, вероятно, исходили из того, что надо показать, будто и русское население поддерживает желание татарской элиты, т. е. что договор — это не прихоть националистической фронды, а его жаждет все население Татарстана. Собственно, ради этого, например, и организовывался III съезд народов Татарстана в апреле 2017 года. Тогда все диаспоры собрали не для того, чтобы они обсудили свои проблемы, а чтобы они дали понять: если им чего-то и не хватает, то это только договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой.

В-третьих, это сам текст обращения, в котором авторы стараются убедить Владимира Путина: «Договор стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности». Интересно, все остальные регионы России, которые не имеют этого документа, не имеют «политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности»? Или такой пассаж в тексте: «Более четверти века консолидирующую роль как для Татарстана, так и для всех татар, проживающих в России и за ее пределами, играет институт республиканской президентской власти». Остальные национальные республики в России не имеют президентов, значит ли это, что титульные этносы, живущие в них и за их пределами, не консолидированы? Подобных нелепостей в тексте обращения много. Это лишь подтверждает, что его писали впопыхах. Впрочем, с другой стороны, как еще могли привлечь внимание татарстанские власти к своему обращению…

Надо сказать, что и сами идеологи татарстанской исключительности указывают, что процесс лоббирования перезаключения договора власти республики начали слишком поздно и не с таким напором, как это было в начале 1990-х годов или в середине 2000-х. На это, в частности, сетует директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, занимавший в прежние годы пост политического советника Минтимера Шаймиева. Закулисная работа по продлению договора сейчас ведется значительно хуже, чем это было прежде: «Они совещаются в нашем аппарате президента, а надо сидеть в Москве, и Госсовет Татарстана шевелиться должен! Мы, продвигая договор, с 2005-го из Москвы не вылезали. И договор был утвержден, хотя противодействие было сильным», — так делился своими мыслями Хакимов с газетой «Вечерняя Казань» еще полмесяца назад.

В-четвертых, депутаты Госсовета РТ пугают Москву, что придется изменять Конституцию Татарстана, если не будет продлен договор. Но это вообще не аргумент для Москвы: так, после принятия Конституции Татарстана в 1992 году на протяжении 1990-х туда вносилось 15 поправок (а после ухода Минтимера Шаймиева в отставку в 2010 году Госсовет экстренно внес в Конституцию РТ поправки, вводящие статус госсоветника и защищающие его, — прим. EADaily ). Заметьте, делалось это не по указанию Московского кремля, который при Борисе Ельцине был политически слабым, а по указанию Казанского. Тогда Конституцию правили в угоду местной элите. После того, как к власти пришел Владимир Путин, он потребовал все региональные законы привести в соответствие с федеральными. И ничего, те же самые депутаты Госсовета РТ Конституцию Татарстана опять начали править. Так что, если потребуется, то и сейчас ее подправят. И ничего страшного не произойдет.

Допускаем, что демарш Казани по поводу окончания срока действия договора 2007 года и настойчивое требование его продлить преследуют и другую цель. Когда кто-то сильно возмущается и много кричит, достаточно не выполнить все требования, а пойти лишь на определенные уступки. Например, Москва может вместо нового договора о разграничении полномочий предложить определенные преференции Казани. И кто знает, может и весь этот шум из Татарстана по поводу договора преследует цель набить вес при политическом торге: мол, Казань смирится с отсутствием договора с Москвой, но взамен кое-что получит. Скажем, какие-нибудь федеральные инвестиции в большом объеме под какой-нибудь проект.

Не стоит списывать со счета и сильный лоббистский потенциал Казани. Да, срок действия договора истекает, но все решится в последний момент. Вспомним, как Татарстану в последние числа декабря 2014 года дали отсрочку на год для переименования должности президента республики. Даже депутаты Госдумы, позиционирующие себя как ярые унитаристы, проголосовали за это. Но в итоге Татарстан все равно не стал исполнять российское законодательство. Когда срок отсрочки закончился, в Казани просто сделали вид, что ничего не заметили.

Айдар Мубаракзянов, политолог

 


Подробнее на eadaily.com →

Ключевые слова: Политика
Опубликовано 11.07.2017 в 19:28

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Каркачевич
Сергей Каркачевич 12 июля, в 16:10 если есть противники русского то пусть идут своим путем. НО ТОЛЬКО для ЭТИХ восстановить пошлину за провоз чего бы то ни было в РОССИЮ или по территории РОССИИ. А также осуществить контроль за авиаперевозками которые будут проходить над территорией РОССИИ. Спорить бесполезно когда какая то область посчитала себя государством (я не говорю о простых людях так как именно им это выйдет боком). Текст скрыт развернуть
-1
Саша Пласт
Саша Пласт 12 июля, в 16:32 Все началось с авторалли, в Африке, вроде бы. Когда водитель-татарин, пришедший к финишу, поднял не Российский флаг, а татарский. После этого было много подобных случаев.
И, наконец. Кубок конфедерации по футболу в этом году. В Казани по центральной улице Баумана, которая ведет к стадиону, были развешены флаги, но не Российские, а татарские.
Это говорит о нацизме. Если ты татарин и живешь в России, то поклоняйся одному Государственному флагу и одному президенту.
Это свидетельство тому, что в России много враждебных сил. Надо быть начеку и не позволять татарам унижать нас русских и Россию, как это делают украинские нацисты, .
Текст скрыт развернуть
5
Shax mat
Shax mat Саша Пласт 12 июля, в 17:13 Послушать тебя, так Россия только для русских и все нацики тебя обижают, куда остальных более 100 наций денешь которые проживают в России, это и их земля и их родина, и ещё на счёт флага у каждого региона у каждой области свой флаг, даже у районов есть свои символики и флаги. И ещё убогих не унижают, им сочувствуют Текст скрыт развернуть
-2
Саша Пласт
Саша Пласт Shax mat 12 июля, в 17:26 Россия многонациональная страна. И все уживаются в ней . Но только до поры до времени, пока не начинается восхваление своей национальности. Если ты выступаешь на международных соревнованиях, то ты должен выступать под флагом России, а не под флагом той области, в которой ты проживаешь. Но Татария всегда выкобенивается и выбрасывает свой флаг, показывая всему миру насколько Россия нестабильная страна.
Вы правы. Убогий татарстан и старается выделится из общей России, выбрасывая, при всяком удобном ему случае, свой ИГИЛОВский флаг .....
Текст скрыт развернуть
7
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин Саша Пласт 12 июля, в 18:40 убогим пока выглядишь ты неся какую то ахинею Текст скрыт развернуть
0
Саша Пласт
Саша Пласт Андрей Дербышкин 12 июля, в 22:32 Вырисовался татарин, что фамилию-то сменил. В честь Дербышек что ли? Текст скрыт развернуть
-1
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин Саша Пласт 12 июля, в 22:58 я же говорю убогий и при чем здесь татарин и моя фамилия??? Текст скрыт развернуть
1
Саша Пласт
Саша Пласт Андрей Дербышкин 12 июля, в 23:08 Тема такая. Про татар убогих. Про них и говорим на этой странице. . Текст скрыт развернуть
-1
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин Саша Пласт 12 июля, в 23:11 ты же на этой странице но себя татарином явно не считаешь??? Текст скрыт развернуть
1
Саша Пласт
Саша Пласт Андрей Дербышкин 13 июля, в 09:21 Конечно не считаю. Веками в России считалось слово "татарин" ругательным. Прогугли и узнай, по какой причине оно считалось ругательным. Может историю немного изучишь. Текст скрыт развернуть
-1
Руслан
Руслан Саша Пласт 13 июля, в 10:13 саша пласт=дебил, бл@дь! смотрю, историю по гуглу изучаешь?! погугли, полоумный, что слово "убогий" означает... Текст скрыт развернуть
1
ALEKSANDR LIS
ALEKSANDR LIS 12 июля, в 18:12 Супротив Казани на высоком пьедестале стоит поставить памятник Ивану Грозному в окружении опричников- дабы остудить горячие татарские головы - а вокруг памятника врыть колья- на которые раньше украшались головами недовольных Государственной Властью Кремля Московского . Текст скрыт развернуть
1
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин ALEKSANDR LIS 12 июля, в 18:46 напротив кремля стоит памятник русским воинам погибшим при взятии Казани буквально на днях Град Свияжск построенный Иваном Грозным для взятия Казани признан ЮНЕСКО и этому способствовал и отстраивал Свияжск Шаймиев Текст скрыт развернуть
3
Василий Дьяконов
Василий Дьяконов 12 июля, в 18:21 что ..лядям не живётся спокойно? Текст скрыт развернуть
0
Виктор Бутченко
Виктор Бутченко 12 июля, в 19:10 В России должен быть один президент!!! Текст скрыт развернуть
4
Поль Меерсон
Поль Меерсон 12 июля, в 20:32 "Парад суверенитетов" надо заканчивать! Опасные это игрушки, знаете ли. А то ведь может приключиться, как на Украине! Дураки - существа без национальности, в Татарии их хватает. Штатники, конечно, завопят, но тут уж хренушки-хрена, мы будем в своём праве, это - территория РФ, и все вопли право-левозащитников - вмешательство во внутренние дела, пошли вон! Надеюсь, такой радости амерам Путин не доставит... Текст скрыт развернуть
3
Саша Пласт
Саша Пласт 12 июля, в 22:29 Специально для трусливой Анфисы АНДРЕЕВОЙ (по национальному признаку - татарки).
Кадыров не является президентом. Он Глава республики Чечня. Это только одна Татария выглядит белой вороной среди республик России со своим президентом.
Текст скрыт развернуть
3
Андрей Дербышкин
Андрей Дербышкин Саша Пласт 12 июля, в 23:01 у тебя все татары что ли ??? ты сам не из жидов то будешь что то рьяно ты пытаешься внести раздор между русскими и татарами Текст скрыт развернуть
2
Омар
Омар Андрей Дербышкин 13 июля, в 09:37 Чем сувереннее республики, тем сильнее Государство, только "суверенность", не должна давать права на самоопределение(сепаратизм). А земные ресурсы, приватизированные бывшим руководством, должны быть национализированы- возвращены народу. Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Нелидов
Сергей Нелидов 29 июля, в 15:18 "суверенный" воровской нацолигархат остаётся большой и опасной проблемой для России Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 52
Комментарии Facebook
В Праге пересмотрят роль Конева в истории и сменят табличку на памятнике
25 ноя, 03:48
0 0
МВД Грузии уточнило данные о погибших в гостинице в Батуми: 11 человек
25 ноя, 03:21
0 0
Российский миллиардер намерен купить сербскую медную компанию
25 ноя, 02:38
0 0
Союзмультфильм предложил Успенскому 5 млн отступных за «Простоквашино»
25 ноя, 02:04
0 0
Крупные рекламодатели отказались от YouTube из-за комментариев педофилов
25 ноя, 01:43
0 0
Харадинай решил, что Косово будет праздновать День независимости Албании
25 ноя, 01:16
0 0
Госкино Украины пока не видит оснований запрещать сериал «Сваты»
25 ноя, 01:09
0 0
Белоруссия хочет как можно скорее подписать базовое соглашение с ЕС
25 ноя, 00:55
0 0
Лукашенко: «Мы не хотели шпионского скандала, но украинцы подняли гвалт»
25 ноя, 00:29
0 0
Из-за теракта в мечети в Египте объявили траур на три дня: 235 погибших
25 ноя, 00:28
0 0

Поиск по сайту

Читать